С осени прошлого года Яндекс маркирует мобильные версии сайтов и страницы, адаптированные для просмотра на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах). А в феврале 2016-го состоялся запуск алгоритма «Владивосток», который ранжирует результаты поиска в зависимости от мобилопригодности. Таким образом, SEOшники получили еще один инструмент продвижения сайтов, веб-мастера – солидный фронт работ, а пользователи – возможность выбора оптимизированных ресурсов.
Почему Владивосток?
Отсылка к столице дальневосточного региона РФ не случайна – именно оттуда, по статистике, больше всего поисковых запросов с мобильных устройств и, собственно, там велика доля самих пользователей мобильного Интернета.
На данный момент алгоритм работает в стадии обкатки и пока только для российского сегмента, но анонсируется расширение для украинских, белорусских, казахских и турецких сайтов.
Какие ресурсы получают маркировку?
- страницы, оптимизированные для просмотра на любых устройствах (с одним URL), которые меняют разрешение и размер в зависимости от диагонали экрана;
- мобильные версии сайтов, имеющие отдельный URL с индексом m. В этом случае при запросе с переносного девайса в выдачу автоматически попадают именно адаптированные URL.
Требования и ограничения по мобилопригодности
Список критериев мобилопригодности постоянно обновляется и расширяется, при этом команда разработчиков во многом ориентируется на фидбек от веб-мастеров. Всего за несколько дней с момента запуска алгоритма в блоге и в виде сообщений в техподдержку набрались десятки комментариев, не всегда позитивных. Команды, занимающиеся продвижением сайтов, обращали внимание на «пролеты» страниц с адаптивной версткой и другой оптимизацией, сравнивали инструменты анализа Яндекса с Google (Mobile Friendly).
Основные требования таковы:
- отсутствие полос горизонтальной прокрутки, содержание страниц (текстовую информацию, изображения, медиа) необходимо подстроить под размеры дисплея мобильного устройства. Пользователь ни в коем случае не должен увеличивать шрифт или «пролистывать» страницу по горизонтали. При этом важно прописывание мета-тэга viewport для определения области просмотра (например, параметр content задается как width=device-width).
- интерактивный и видео-контент не должны быть в форматах Flash или Silverlight, не должно быть Java-апплетов, то есть тех элементов, которые не воспроизводятся большинством современных браузеров для смартфонов и планшетов. Для подобных медийных компонентов необходимо использовать средства HTML5. Принцип прост – то, что содержит Flash, Java-апплеты или Silverlight-плагины не маркируется как мобилопригодный ресурс и не попадает в выдачу на мобильном устройстве.
Что касается последнего пункта, боты российского поисковика в этом случае достаточно строгие, и отмечались случаи якобы отсеивания «невинных», но практически всегда обнаруживались скрытые запретные компоненты. К слову, система очень негативно относится к попыткам скрыть интерактивное содержание или лишить его элементов управления.
Проверка пригодности страниц и сайтов для мобильных гаджетов
Чтобы узнать, годится ли ваш сайт для отображения на смартфоне, разработчикам предлагается воспользоваться инструментами Яндекс.Вебмастер – «проверкой мобильности» и «диагностикой сайта». Первый проверяет конкретную страницу, второй исследует сайт целиком.
Первоначально, до запуска алгоритма, маркировке на мобилопригодность подвергались не все ресурсы, поэтому это не сказывалось на ранжировании в поисковой выдаче, и у девелоперов было время на «допиливание» и тестирование мобильной версии. Теперь же апдейтнутый продукт как раз быстро проверяется инструментом «диагностика сайта». Естественно, для этого процесса необходимы аккаунт на Яндексе и подтверждение, что вы владелец ресурса.
За подробными рекомендациями можно обратиться в соответствующий раздел Помощи сервиса.
Выгоды от нового алгоритма для SEO
Продвижение сайтов – процесс многофакторный и непрерывный. Помимо уникальности контента и его постоянного обновления, закупки ссылок, вирусного маркетинга, у владельцев интернет-магазинов, коммерческих и информационных порталов появился шанс повысить свои позиции в выдаче за счет «мобилизации» страниц. Несмотря на широкое распространение смартфонов, планшетов, развитие услуг беспроводного Интернета (Wi-Fi и технологии 3G), всего 18% от миллионного количества сайтов рунета (и смежных сегментов) заточены под просмотр на мобильных устройствах. То есть те, кто сейчас быстро оптимизирует «стационарный» проект, могут успешно побороться за места в топе поисковых результатов.
На самом деле некоторые популярные блогеры признают, что, по статистике, доля мобильных посетителей еще выше – до 30%, хотя недавно, два-три года назад, не набиралось и 10%. Налицо тенденция, есть о чем задуматься веб-мастерам и SEOшникам.
Адаптация сайтов
Для оптимизации ресурсов под требования мобилопригодности применимы два метода:
- изменение размеров страницы под диагональ экрана и разрешение устройства – набирает большую популярность;
- создание мобильных версий сайта – используется меньше.
К тому же, если сайт или страницы не адаптированы, они все равно попадут в выдачу в наладоннике (если не содержат описанных выше запретных элементов), но преимущество будет отдано мобилопригодным страницам.
Морочиться с адаптацией или нет – дело хозяйское, кто-то может до сих пор скептически относиться к мобильным посетителям, кто-то недооценивает возможностей современного инструментария для полновесной работы того же интернет-магазина в смартфоне.
Специалисты компании Jnetwork готовы предложить решения по оптимизации ваших сайтов для мобильных устройств как часть комплекса мер по поддержке и продвижению.